Житие св. А. Чагринского

Подробное житие святого Александра Чагринского, чудотворца и целителя земли Самарской, с архивными фотографиями и воспоминаниями современников.

Протоиерей Александр Юнгеров был одним из пяти детей супругов — причетника Стефана Игнатьевича и Прасковьи Кузьминичны. Он родился в 1821 году в селе Аблязове Пензенской губернии. Отец его вскоре был рукоположен во иерея и до конца своих дней служил на приходе в деревне Юнгеровка. По этому приходу за потомками о. Стефана закрепилась фамилия Юнгеровы.


Село Юнгеровка Саратовской губернии, где вырос о. Александр

 

Чудо в семье Юнгеровых

За время своего непродолжительного служения в Юнгеровке отец Стефан снискал искреннюю любовь прихожан — помещиков и крестьян, поскольку службу совершал тщательно и благоговейно, не отказывал в исполнении треб, был внимателен и сердечен к людям.


Юнгеровка. Церковь Казанской иконы Божией Матери, где служил о. Стефан

Однажды в 1831 году, чтобы придать присущие христианскому таинству венчания чинность и благолепие, отец Стефан принял участие в свадебном застолье. Там ему непреднамеренно поднесли такое угощенье, от которого батюшка занемог насмерть и уже приготовлен был к погребению. Но через сутки ожил и сообщил, что Господь дал ему время для покаяния и прощания с близкими, и заберет к Себе вновь через шесть недель.

На вопрос, что же с ним было, он отвечал, что был в загробном мире и видел места райского блаженства и адских мучений. Были показаны также уготованные его родным и различным известным ему людям будущие посмертные судьбы. Но рассказывать о них было не велено, чтобы не внести смуту в народ.

Отец Стефан проболел шесть недель, в течение которых исповедался и причастился несколько раз, пособоровался, а к концу срока созвал родных и простился с ними. Почувствовав, что засыпает, он велел перенести себя в передний угол, где тихо скончался.

Оставшись вдовой, Прасковья Кузьминична сильно скорбела, представляя безрадостную будущую жизнь для себя и сирот. На сороковой день по кончине супруг явился ей в полусне и сказал: «Зачем ты безутешно плачешь и меня этим огорчаешь? Не плачь, а радуйся и пой: "Хвалите имя Господне... исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его».

 

Учение и рукоположение о. Александра

В сентябре того же года Александр Юнгеров был определен в Саратовское Духовное училище. Училище располагалось в холодном и сыром помещении, из-за чего и без того слабый здоровьем Александр приобрел на всю жизнь болезнь ног.


Здание Саратовской духовной семинарии, где учился Александр Юнгеров

Через пять лет он перешел в Саратовскую духовную семинарию. Учеба давалась Александру трудно, поскольку был он робок и особыми способностями не отличался. Мать, Прасковья Кузьминична, даже уговаривала его уйти из семинарии и стать дьяконом, чтобы дослужиться таким образом до священника. На это Александр твердо отвечал: «Когда исключат, тогда и уйду!»

Он брал прилежанием: не только весь день и вечер учил уроки, а и на ночь клал под подушку книги и как только просыпался, начинал повторять задания. В 1842 году Александр Юнгеров окончил Саратовскую духовную семинарию и, женившись на сироте Елизавете Ивановне, был рукоположен 20 октября 1842 года во иерея Преосвященным Иаковом (Вечерковым; †1850), епископом Саратовским и Царицынским.

Первым приходом молодого о. Александра стало село Третьяки Сердобского уезда Саратовской губернии. Назначение было временным, его задачей было получить решение сельского общества и местных помещиков о строительстве новой церкви вместо сгоревшей.

И тут бывший робкий семинарист неожиданно показал себя усердным служителем: он быстро снискал симпатии местных жителей. На вопрос о строительстве нового храма у него ушел всего месяц. Даже несмотря на то, что приход был очень беден: за этот месяц доход причта из четырёх человек составил всего 30 копеек.

По возвращении в Саратов Александр Юнгеров получил новое назначение, на этот раз планировавшееся постоянным — в село Неверкино Кузнецкого уезда. В этом селе проживало много чувашей-язычников. Здесь отец Александр показал свой миссионерский дар: благодаря его проповеди многие чуваши обратились к Православной Церкви.

Однако местный суровый климат не подходил болезненной Елизавете Ивановне, и семье пришлось попросить перевода. Служение в Неверкино продлилось немногим более полугода.

 

Священничество в Балаково

С июля 1843 года началось 38-летнее служение о. Александра в Свято-Троицкой церкви села Балаково.  Приход был весьма беден, причем со времен Екатерины II в этих местах селились раскольники. Влияние старообрядческих иргизских и черемшанских скитов на местное население было очень велико.


Свято-Троицкая (Красная) церковь, выстроенная о. Александром Юнгеровым в Балакове

О. Александр благоговейно, тщательно, согласно с церковным уставом совершал богослужения, и от причта требовал тщательности в исполнении церковных служб. Своими проповедями он привлек в храм все село, а также иногородних, приезжавших в Балаково по торговым делам. Своего батюшку балаковцы уважительно называли Златоустом.

На большие церковные праздники он посещал дома своих прихожан, напутствуя паству к православной жизни. Постепенно приход стал приобщаться к православию. Сохранились рапорты отца Александра о беседах со старообрядцами, после которых некоторые переходили из преследовавшегося раскольничества в разрешённое единоверие.

Одной из главных забот священника было состояние старого храма. Построенная более столетия назад холодная церковь сильно обветшала, в ней гуляли сквозняки, а с колокольни даже пришлось снять колокола из-за того, что они сами по себе звенели, когда она качалась от ветра.

Много лет ушло у отца Александра на решение вопроса о строительстве нового храма. Два года только он уговаривал прихожан на строительство тёплого храма, так как те боялись, что при топке церковь сгорит. Только спустя 18 лет, в 1861 году на Хлебной площади Балакова была построена новая церковь во имя Святой Троицы.

В 1875 году на средства привлечённых батюшкой благотворителей храм был расширен вдвое, а в 1881 году к храму был пристроен придел, освящённый в честь Александра Невского.

Кроме прямых обязанностей священника Александр Юнгеров имел и много других забот. С 1846 по 1867 год он был учителем в Балаковском женском училище, обучая девушек молитвам и чтению по церковным книгам, причём занятия проходили в его доме.

Также отец Александр был духовником в своём благочинии (1859—1865), миссионером в сёлах Балаково и Натальино (1859—1876), окружным миссионером благочиния, благочинным (1866). За свои труды он был награждён бархатной фиолетовой скуфьёй и бархатной фиолетовой камилавкой, которые мы видим на его образах.

Очевидцы свидетельствовали о том, как ревностно отец Александр относился к своему служению. Батюшка подавал пример усердной молитвы частыми поклонами. Со слезами он благословлял за литургией освящаемые Святые Дары.

В храме о. Александр произносил поучения, направленные на искоренение пороков и суеверий и дающие православные понятия о предметах веры.  Он сохранял неизменную сердечную приветливость ко всем людям, а дом Юнгеровых всегда славился своим страннолюбием.

В доме батюшки находили приют многочисленные богомольцы; поэтому, видимо, на надгробном памятнике Елизаветы Ивановны (†1890) в Чагринском монастыре была сделана надпись: «Странен бех, и введосте Мене» (Матф. 25:35).

За молитвенные труды и верность Церкви Господь благословил о. Александра. Ко времени служения в Балаково относится воспоминание о том, как батюшка совершил первое чудо.

Отец Александр служил Литургию, когда ему сообщили о том, что умирает плотник, прихожанин Троицкого храма Мартемьян Фаддеич. Батюшка знал и очень любил этого доброго, трудолюбивого человека, но оставить службу он никак не мог.

Когда богослужение завершилось и священник пришел к одру умирающего со Святыми Дарами, оказалось, что тот уже скончался. И тут отец Александр возгорелся такой духовной ревностью, что дерзнул обратиться к усопшему: «Мартемьян Фаддеич! Встань и исповедайся, так как тебе нужно исповедаться и проститься с родными».

Он попросил всех родных усопшего выйти и начал читать молитвы перед Исповедью и Причастием. И вдруг плотник открыл глаза и обратился к батюшке: «Как я рад, что ты пришел! Я очень боялся, что умру без Причастия».

Отец Александр дочитал молитвы, и Мартемьян Фаддеич исповедался и причастился. Позвали родственников, которые были поражены увиденным. Воскресший попрощался с отцом Александром и стал прощаться с родными.

А батюшка пошел домой — но не успел он дойти до калитки, как ему сообщили, что его духовное чадо мирно отошло ко Господу.

 

«Чагринский батюшка»

1 октября 1880 года шестидесятилетний Александр Юнгеров объявил, что обратился к епархиальному руководству с просьбой уволить его за штат, а место в Троицком храме предоставить сыну, священнику Василию Юнгерову. Епископ Серафим просьбу о сыне удовлетворил, а вот увольнять самого отца Александра не стал.


Реконструированный вид Чагринского Покровского монастыря при о. Александре

В 1881 году вместо увольнения за штат протоиерей Александр определяется в Чагринский Покровский женский монастырь Самарской епархии. История обители идет с 70-х годов XIX в., но лишь летом 1884 года маленькая женская община получила статус монастыря. Бедный и малоизвестный Чагринский монастырь не имел возможности совершать ежедневную службу, а треб по домам не совершали вовсе.

Поэтому, «пользуясь досугом», как говорил сам отец Александр, он начал преподавать Закон Божий — девицам в монастырской школе и крестьянам окрестных сел. Немногочисленные богослужения он сопровождал обычными своими горячими проповедями, а также ходил по домам окрестных жителей, как делал и ранее в Балаково.

Слава священника из Балаково, которая к той поре донеслась и до Самарской губернии, привела к тому, что постепенно монастырь стал известен и популярен. Народ, прежде не знавший о существовании Чагринского монастыря, стал интересоваться жизнью обители и посещать богослужения; увеличилось и число насельниц.

Как прежде балаковский, так теперь монастырский храм стал тесен для богомольцев, и усердием игумении монастыря Серафимы, о. Александра и благотворителей началась стройка новой теплой церкви. В 1890 году строительство храма было окончено.

Однако, в том же году скончались супруга отца Александра — Елизавета Ивановна, а следом за ней — игуменья Серафима. Заботы, связанные со строительством, и потери близких подорвали здоровье отца Александра, и в апреле 1893 года он был уволен за штат.

 

Старец Александр

С этого времени начинается служение, сделавшее о. Александра известным далеко за пределами не только находившейся в степи Чагринской обители, но и всей Самарской губернии.Отец Александр стал широко известен как обладатель дара прозорливости, дара рассуждения и дара чудотворений.


Св. Иоанн Кронштадтский, св. Амвросий Оптинский и св. Феофан Затворник — старцы, с которыми сравнивали о. Александра

В 1896 году в статье, помещенной в «Самарских епархиальных ведомостях», об отце Александре писали так:

«В век апостольский для христиан первенствующей Церкви Христовой были особые, чрезвычайные дарования Святого Духа. Может быть, и в нынешние времена для возбуждения спящей совести у людей маловерных или ищущих Господа также необходимы личности с особыми духовными дарованиями, с духом и ревностью Илииной, как отец Иоанн Кронштадтский, как подвизавшийся в затворе ученый епископ Феофан Вышенский, Амвросий Оптинский. К числу таковых, без сомнения, принадлежит и наш отец — Александр Юнгеров!»

Больные, отчаявшиеся в человеческой помощи, бесноватые, смущаемые и обуреваемые разными духовными помыслами и недоумениями потекли к нему с разных концов православной России.  В Чагру собирались толпы разноплеменного народа, как к древним пустынножителям.

Здесь они получали духовное и телесное врачевание и со слезами благодарили Господа за свое исцеление. Порой наплыв посетителей доходил до 1 000 и более человек в день.

Святой Иоанн Кронштадтский, современник Александра Юнгерова, даже сердился на приезжавших к нему самарцев. «Зачем вы едете ко мне? — спрашивал он. — У вас есть отец Александр!»

Сохранилось описание приёма народа отцом Александром, оставленное новым священником монастыря Григорием Разумовским. Прием начинался с обычных молитвословий и переходил в импровизацию, «в которой предстоящие выставляются великими грешниками, недостойными приступать к величию, святости и правде Божией, но всё же дерзновенно приступающими по вере и упованию на милосердие Божие».

Первая часть заканчивалась, по рассказу очевидца, общим плачем, причём многие плакали навзрыд. После этого отец Александр обращался к разным сторонам повседневной жизни присутствующих: их недостаточной, небрежной и неумелой молитве, бессердечности, обращении к ворожеям и знахарям, взаимоотношениях в семье, о вреде пьянства и курения, «о забвении Бога и неблагодарности к Нему».

Часто эта речь начиналась такими словами:

«Братья христиане! Вы признаёте себя грешными, вы затем и пришли сюда, чтобы принести Господу Богу искреннее покаяние во грехах своих? Кайтесь же пред Ним! За покаяние вы получите от Него прощение и велию милость. Господь не отвергает никого из кающихся. И как же вам не каяться и не сокрушаться пред Ним, когда вы проводите жизнь свою совсем не по закону Божию?»

В следующей части отец Александр задавался вопросами:

«Долго ли ещё вы, братие и сестры, такою жизнью и такими скверными делами будете прогневлять милосердного, но вместе и строгого и правосудного судию Бога? Не пора ли образумиться и пожалеть себя, свои души? Не время ли поплакать о своей прежней греховной жизни, и, возненавидев грехи, начать с помощью Божией новую, духовную, христианскую святую жизнь?»

Эта часть прерывалась слезами слушателей, после чего проповедник, а вслед за ним и весь народ, обращались к краткой молитве. В завершение отец Александр вопрошал народ о чистосердечном раскаянии в грехах и, получив ответ, со словами «Да поможет вам Господь», — приглашал всех преклонить главы и читал разрешительную молитву.

Наконец, сообщение о смерти сына, иерея Василия (†1900), окончательно ухудшило состояние здоровья о. Александра. 1900 год старец встретил на одре болезни. На Пасху соборовался, все лето был очень слаб, и в декабре слег совсем.

За это время старец Александр был несколько раз приобщен и соборован, а 22 декабря (4 января по новому стилю), в девятом часу утра прочитана над ним отходная и по желанию старца, высказанному прежде, пропет пасхальный канон.

В минуту кончины всем присутствовавшим была ясно заметна появившаяся на его лице светлая улыбка, которая сохранилась и по смерти до третьего дня.

Погребение было совершено на пятый день, 26 декабря, при стечении народа и усердной общей молитве.

 

Посмертное поклонение

Над могилой о. Александра в Чагринском монастыре была устроена часовня, где теплилась неугасимая лампада. По благословению Преосвященного Гурия, епископа Самарского, ежедневно над могилой отца Александра совершались краткие литии.


Святой источник — колодец праведного Александра Чагринского, к которому шли паломники в советские годы

В полу часовни было устроено отверстие, через которое паломники могли брать землю с могилы. Каждую весну привозили несколько возов земли, а к осени она вся разбиралась благочестивыми богомольцами, так что под отверстием образовывалась глубокая яма.

До закрытия обители в 1927 году сохранялся домик о. Александра. Сюда после смерти старца приходили паломники с молитвой к нему, прикладывались к кресту, бывшему прежде в его руках, к иконам, пред которыми он молился, к епитрахили. И с радостью уходили, как бы побывавши на личном приеме у о. Александра.

В 1927 году большевики разрушили часовню, а в начале 30-х годов могила старца была вскрыта, причем обнаружилось нетление его мощей. Власти, опасаясь «всплеска религиозного фанатизма», ограничились тем, что зарыли тело батюшки обратно в могилу, по некоторым сведениям, даже без гроба.

В 1952 году в Пасхальную ночь четверо чагринских христиан, не убоявшись безбожных властей, установили на поруганой могиле крест и ограду, сохранившиеся доныне. Все время после закрытия обители на ее бывшей территории сохранялся святой источник, к которому непрерывающейся струйкой текли паломники.

22 июня 2000 года честные останки протоиерея Александра Юнгерова были обретены в Покровском монастыре и перенесены в Иверский женский монастырь г. Самары, где были положены в раке в соборном храме обители.

15 октября 2001 года Православная Церковь во всеуслышание провозгласила святость сельского батюшки из Балакова — святого Александра Чагринского.

Местное празднование памяти святого совершается четырежды в год: в день его блаженной кончины — 22 декабря (4 января), в день обретения его мощей — 9 (22) июня, в день празднования Собора самарских святых 30 июля (12 августа) и 15 октября нового стиля — в день прославления в лике святых праведных.

Пример святого праведного Александра Чагринского показывает, что для того, чтобы стяжать святость, вовсе не обязательно закрываться от мира. Живя в миру, имея семью, подвижник приобрел великие плоды молитвы и чудотворения, за которые был прославлен в лике святых праведников Самарских.

Наверх